Экскаватор-погрузчик или мини-экскаватор?
Экскаваторы-погрузчики очень распространены в странах СНГ и развивающихся странах, таких как Индия или Бразилия. В первую очередь, это обусловлено желанием компаний получить универсальную машину, пусть даже за нее нужно заплатить очень немалую сумму. Во-вторых, во всем мире эти машины были на пике популярности последние десятилетия и всегда сложно изменять то, к чему мы привыкли. И третий важный фактор — боязнь потратить деньги на новую технику и не получить от нее ожидаемой отдачи.
Однако если взять страны западной Европы, то, посетив десяток строек, вы едва ли найдете на них хотя бы одну-две подобных машины, так как их использование в развитых странах практически прекратилось. Как и в любой сфере бизнеса, в строительстве уже давно и явно видна тенденция, что более специализированная машина значительно эффективнее универсальной.
Если смотреть объективно, то экскаватор-погрузчик представляет собой весьма посредственный экскаватор ввиду плохой маневренности, отсутствия полного поворота, невозможности работать поперек траншеи, вдоль стены и т.д. Эта машина хорошо копает только тогда, когда пространство не ограничено и выкапывается прямая траншея. В городском строительстве, прокладывая коммуникации в дачных поселках или выполняя другие работы в ограниченном пространстве, использование экскаватора-погрузчика имеет очень низкую эффективность.
Функция погрузки передним ковшом также не делает данный тип спецтехники лидером. Экскаватор-погрузчик не может стать в один ряд по производительности с классическим фронтальным погрузчиком и, в то же время, никак не может конкурировать по маневренности и скорости работы с мини-погрузчиками. Попытки наших строителей повсеместно использовать экскаватор-погрузчик вполне понятны, они поддаются логике, но они не выдерживают никакой финансовой критики.
Именно финансовые причины заставили Европу отказаться от экскаваторов-погрузчиков и переориентироваться на специализированную технику, которая дешевле, экономичнее и производительнее. Самый эффективный строительный ресурс — время и именно лишнее время тратится практически всегда, когда применяется экскаватор-погрузчик. Вы не только изначально платите очень высокую цену за универсальность, но и продолжаете платить ее ежедневно на протяжении всего времени эксплуатации данной машины. Бесспорно, есть определенные виды работ, когда использование экскаватора-погрузчика удобно и целесообразно, но такие работы встречаются не так часто.
На сегодняшний день стоимость хорошего экскаватора-погрузчика JCB, Case, Hidromek или аналогов находится в пределах 70-100 тысяч евро, в зависимости от мощности, массы и эксплуатационных параметров. За эти деньги вы получите хорошую строительную машину, способную справиться с очень большим количеством задач. Но «справиться» и «эффективно выполнить», одновременно, и близкие, и очень далекие понятия.
В первую очередь, необходимо понимать, что за эти деньги вы вполне можете купить мини-экскаватор и мини-погрузчик. Да, мини-экскаватор массой 1,5-2 тонны не сможет столь же быстро и эффективно копать прямую траншею, как это делает обратная лопата экскаватора-погрузчика JCB. Также и мини-погрузчик при погрузочных работах сделает не такой большой объем, как фронтальный ковш погрузчика-экскаватора. Но если ваша компания выполняет работы по благоустройству, ландшафтному дизайну, прокладке инженерных сетей в плотной городской застройке или просто общестроительные работы и при этом отсутствует необходимость частой копки ям и траншей на глубину 5-6 метров, то, купив две единицы мини-техники, вы получите намного больше преимуществ.
Стоимость владения экскаватором-погрузчиком также достаточно высока. При копании траншеи экскаватор-погрузчик потребляет намного больше топлива, чем это делает мини-экскаватор, а при погрузочных и планировочных работах — намного больше погрузчика с бортовым поворотом (и в несколько раз больше погрузчиков с поворотом всех колес). Причина очень проста: экскаватор-погрузчик весит 7-10 тонн и обладает очень емким двигателем, чтобы обеспечивать движение шасси и рабочих органов. Но зачем тратить столько средств на топливо для этой машины, если одномоментно она может выполнять всего одну операцию? Более того, объемы масел и других жидкостей в экскаваторах-погрузчиках тоже существенно больше, что увеличивает стоимость технического обслуживания и ремонта. Также нельзя не отметить и значительно более высокую стоимость навесного оборудования.
Ради объективности нужно сказать, что экскаватор-погрузчик — это очень хорошая и производительная строительная машина, которая имеет много достоинств. Всегда важно правильно подобрать строительный механизма под свою деятельность, ведь во многом именно это экономит деньги и время!
ООО «Арена-тех», официальный дилер Wacker Neuson в Беларуси.